Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение  

Ляпуновская    средняя 

общеобразовательная  школа    

Байкаловского района

 Свердловской области

"Основы религиозных культур и светской этики" и "Основы духовно-нравственной культуры народов России"

 

  Зачем вводится курс ОРКСЭ?

1 сентября  2012 г. во всех субъектах Российской Федерации вводится курс «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – курс ОРКСЭ) в соответствии с поручением Президента Российской Федерации  от 2 августа 2009 г. № Пр-2009 и Распоряжением Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632).

   В течение 2010 – 2011 гг. преподавание учебного курса ОРКСЭ осуществлялось в 19 субъектах Российской Федерации в экспериментальном режиме в 4 четверти 4 класса и 1 четверти 5 класса. С 2012/13 учебного года курс ОРКСЭ становится обязательным во всех общеобразовательных учреждениях РФ.

   Издательство «Просвещение» в рамках проекта Министерства образования и науки РФ  и в соответствии с поручением Президента Российской Федерации разработало учебно-методические комплекты курса ОРКСЭ под названием «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для 4-5 классов.

   Учебный курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»  является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

   Курс включает 6 модулей-учебников: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики» и  является  единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к достижениям конечных результатов, а также в системе содержательных, понятийных и ценностно-смысловых связей с другими гуманитарными предметами начальной школы. 

   Содержание учебников согласовано с руководителями и уполномоченными лицами соответствующих религиозных организаций. Учебники издательства «Просвещение» одобрены Межведомственным координационным советом при Минобрнауки России, успешно прошли экспертизу в РАН и РАО на соответствие Федеральному государственному образовательному стандарту общего образования, включены в Федеральный перечень учебников на 2012/13 учебный год:

- 379, Кураев А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры, 4-5 кл.;

- 380, Латышина Д.И., Муртазин М.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы исламской культуры, 4-5 кл.;

- 381, Чимитдоржиев В.Л. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы буддийской культуры, 4-5 кл.;

- 382, Членов М.А., Миндрина Г.А., Глоцер А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы иудейской культуры, 4-5 кл.;

- 383, Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. и др. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур, 4-5 кл.; 

- 384, Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики, 4-5 кл.

   Курс, раскрывающий основы религиозных культур и светской этики, предлагается изучать в 4 классе с начала учебного года,  на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы, в соответствии с  Приказом Министерства образования и науки №74 от 01 февраля 2012 г. Курс рассчитан на 34 часа. По месту в учебном плане, и по содержанию он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. С одной стороны, учебный курс ОРКСЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся учащиеся начальной школы. С другой стороны, этот курс предваряет начинающееся в 5 классе изучение гуманитарных предметов: истории, литературы.

   Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

   Задачи учебного курса ОРКСЭ:

- знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;

- развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей;

- обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

- развитие способностей школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия. 

 

Структура комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (34 часа).

   Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час).

   Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (16 часов).

   Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (12 часов).

   Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов).

   Блоки 1 и 4 посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу межкультурного и межконфессионального диалога как фактора общественного согласия. Уроки в рамках этих блоков проводятся для всего класса вместе. По желанию учителя возможно также проведение совместных завершающих уроков в блоке 2, связанных с презентациями творческих проектов учащихся.

   Блок 4 – итоговый, обобщающий и оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию проектов приглашаются родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной, творческой,  деятельностной форме. В ходе презентации проектов все учащиеся класса получают возможность ознакомиться с основным содержанием всех 6 модулей, узнать о других духовных и культурных традициях России от своих одноклассников. Подготовка и презентация проекта позволяют оценить в целом работу учащегося и выставить ему итоговую оценку за весь курс.  

   Образовательное учреждение на основе определения образовательных, культурных и религиозных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также собственных возможностей организации образовательного процесса самостоятельно определяет перечень модулей учебного курса ОРКСЭ, предлагаемых для изучения.

   Один из модулей изучается школьником с его согласия и  по выбору его родителей. Каждый ученик получает один из шести предлагаемых учебников, имеющих общую структуру из четырех блоков и связанных общими методологическими принципами, а также целями и задачами курса указанными выше.

   Работа с семьями обучающихся – важный компонент в изучении курса ОРКСЭ. Особая роль в изучении курса отводится родителям. Именно поэтому в комплект входит «Книга для родителей». Только совместными усилиями школы и семьи можно обеспечить полноценное духовно-нравственное развитие ребенка. Апробация показала, что этот метод действительно работает. Дети начали говорить с родителями о традициях, нравственных ценностях и это большое достижение данного курса. Ребёнок всегда будет внимательно и деликатно относиться к своему однокласснику, изучающему другой модуль, если его родители, другие значимые для него взрослые с уважением относятся к представителям иного мировоззрения.

   Все представленные материалы адаптированы с учетом возрастного восприятия младших школьников.

   Тот факт, что учащиеся одного класса и их родители смогут выбирать для изучения один из модулей курса «Основы религиозных культур и светской этики», не означает  разделения школьников по конфессиональным и мировоззренческим основаниям. Модульное построение нового учебного курса реализует право граждан на свободный выбор и отражает особенность России как великой страны с богатыми и разнообразными духовными традициями. В каждой семье свои традиции, мировоззренческие или религиозные предпочтения.

   Новый курс организован таким образом, что школьники, выбравшие для систематического изучения определённый модуль, получат общие представления и о содержании других модулей. Предусматривается, что на нескольких заключительных уроках учащиеся одного класса будут работать вместе. На этих уроках они будут представлять свои индивидуальные и коллективные творческие работы по итогам изучения того или иного модуля.

   Изучение курса завершается большим общим школьно-семейным праздником. Люди  даже при разных взглядах могут найти основы для открытого диалога и объединения.

 

 

 

 ЭОР

ссылка

1

Официальный сайт издательства «Просвещение»

«Основы религиозных культур и светской этики»

http://www.prosv.ru/umk/ork/default.aspx

2

 Портал Информационно-методического сопровождения субъектов Российской Федерации по введению учебного курса ОРКСЭ  

www. orkce. org

3

Официальный сайт Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

http:// patriarchia. ru

4

Отдел религиозного образования и катехизации РПЦ

http:// otdelro. ru

5

Совет муфтиев России

http:// muslim. ru

6

Российская ассоциация буддистов

http:// wwwbuddhism. ru

7

Федерация еврейских общин России

http:// www. feor. ru

8

сайт Общественной палаты

http:// oprf. ru

9

сайт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации

http:// ombudsmanrf. org 

10

Государственный музей истории религии

www. gmir. ru

11

Федеральный       центр       информационно-образовательных       ресурсов 

http:// fcior. edu

12

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http:// school- collection. edu

13

Электронная гуманитарная библиотека

www. gumfak. ru

14

Электронный вариант учебника Данилюк А.Я. «Основы светской этики»

http://www.xn----8sbwigvxi.xn--p1ai/images/metodkabinet/Bondarenko.pdf

15

Электронный вариант учебника Беглов А.Л. «Основы мировых культур»

http://www.xn----8sbwigvxi.xn--p1ai/images/metodkabinet/Beglov.pdf

16

Электронный вариант учебника Кураев А.В. «Основы православной культуры»

http://www.xn----8sbwigvxi.xn--p1ai/images/metodkabinet/Kuraev.pdf

17

Электронный вариант учебника Латышина Д.И. «Основы исламской культуры»

http://www.xn----8sbwigvxi.xn--p1ai/images/metodkabinet/Latishina.pdf

18

Электронный вариант учебника Чимитдоржиев В. Л. «Основы буддийской культуры»

http://www.xn----8sbwigvxi.xn--p1ai/images/metodkabinet/Xhimitdorgiev.pdf

19

Электронный вариант учебника Членов М.А. «Основы иудейской культуры»

http://www.xn----8sbwigvxi.xn--p1ai/images/metodkabinet/Chlenov.pdf

20

Книга для родителей

http://imc-kstovo.narod.ru/kniga_dlja_roditelej_po_orkseh.doc

21

Книга для учителя

http://imc-kstovo.narod.ru/kniga_dlja_uchitelja_tmp3dc.pdf

22

сайт курса «Основы православной культуры

 

http://wiki.iteach.ru/index.php/%D0%9E%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D1%8B_%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B9_%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D1%8B#.D0.9E.D0.B1_.D1.83.D1.87.D0.B5.D0.B1.D0.BD.

D0.BE.D0.BC_.D0.BA.D1.83.D1.80.D1.81.D0.B5

23

Сообщество педагогов по курсу «ОРКСЭ»

 

http://wikikurgan.orbitel.ru/index.php/%D0%A1%D0%BE%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE_%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B2_%D0%BF%D0%BE_%D0%BA%D1%83%D1%80%D1%81%D1%83_%22%D0%9E%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D1%8B_%D1%80%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%B3%D0%B8%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D1%8B%D1%85_%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80_%D0%B8_%D1%81%D0%B2%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D1%8D%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B8%22

 

Основы духовно-нравственной культуры народов России

  • Предметная область ОДНКНР является «логическим продолжением» ОРКСЭ в начальной школе (письмо Минобрнауки России от 25.05.2015 N 08- 761).
  •    Предметная область (ОДНКНР) в соответствии с вводимым федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования с 1 сентября 2015 года должна обеспечить в том числе знание основных норм морали, культурных традиций народов России, формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности. Предметная область ОДНКНР может быть реализована через:

    - занятия по предметной области ОДНКНР, учитывающие региональные, национальные и этнокультурные особенности региона России, включенные в часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений;

    - включение в рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) других предметных областей и тем, содержащих вопросы духовно-нравственного воспитания;

    - включение занятий по предметной области ОДНКНР во внеурочную деятельность в рамках реализации Программы воспитания и социализации обучающихся.

  •   Согласно нормам части 2 статьи 28 Федерального закона образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам.

  •   Принятие решения о реализации предметной области ОДНКНР через урочную и (или) внеурочную деятельность, а также решения о выборе учебно-методического обеспечения предметной области ОДНКНР, включение учебных модулей, содержащих вопросы духовно-нравственного воспитания, в учебные предметы других предметных областей относится к компетенции конкретной образовательной организации.

  • ПОЛОЖЕНИЕ о системе оценивания результатов обучения по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России в МКОУ Ляпуновской СОШ

  •  Примерная программа курса "Основы духовно-нравственной культуры народов России"

  • Письмо Министерства образования и науки РФ "О методических рекомендациях по совершенствованию процесса реализации комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики" и предметной области "Основы духовно-нравственной культуры народов России" от 19.01.2018  № 08-96

  • Методические рекомендации по преподаванию предмета «Основы религиозных культур и светской этики» и предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

     

     

 

Дата последнего обновления страницы 16.02.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения